Проверки малого бизнеса и другие вопросы, касающиеся государственного надзора в области ГО и ЧС

//Проверки малого бизнеса и другие вопросы, касающиеся государственного надзора в области ГО и ЧС

Проверки малого бизнеса и другие вопросы, касающиеся государственного надзора в области ГО и ЧС

В этой статье мы постараемся подробно ответить на интересующий многих индивидуальных предпринимателей вопрос по поводу возможного увеличения в самом ближайшем будущем числа проверок малого бизнеса в сфере ГО, защиты от ЧС и пожаробезопасности. Дело в том, что 1 января текущего года истек срок на ограничение устройства плановых проверок субъектов малого ИП, который устанавливался статьей 26.1 ФЗ от 26 декабря 2008-го года N294 «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, приказом МЧС РФ N245 был отменен приказ того же ведомства от 12 сентября 2016-го года N492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства».

Стоит напомнить, приказ МЧС N492 запрещал:

  • заносить в планы выполнения плановых проверок субъекты малого и среднего бизнеса;
  • осуществлять выездные проверки, направленные на контролирование исполнения выданных ранее предписаний о ликвидации вышеназванными субъектами нарушений, которые не связаны с наличием угрозы здоровью и жизни людей, вне плана;
  • проводить внеплановые проверки при поступлении неких жалоб и обращений по поводу наличия угрозы человеческой жизни и здоровью на объектах, использующихся субъектами малого предпринимательства, без получения разрешения на то органов прокуратуры и участия представителей ООО малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

документы для гражданской обороныОднако с недавних пор все вышеперечисленные ограничения были ликвидированы. И ответ на вопрос, может ли в обозримом будущем увеличиться число проверок малых предпринимателей в сфере ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности, можно считать более чем очевидным.

Невзирая на допнагрузку для малых предприятий, нельзя не признать принятое в МЧС решение устранить проверочные ограничения для них вполне обоснованным. Сразу же на ум приходят участившиеся пожары, в которых были и человеческие жертвы, произошедшее в ТРЦ в разных уголках государства из-за грубых нарушений правил пожаробезопасности. Ведь многие собственники бутиков в них относились к категории малых предприятий и ИП, которые по факту оказались вне контроля у надзирающих госорганов, поскольку получили мораторий на проведение проверок.

Впрочем, сколь эффективными окажутся проверки малого бизнеса в сфере ГО, и не станут ли они формальной процедурой, — сможет показать только время. Сотрудники компании «Амарант Восток» постараются отслеживать складывающуюся вокруг проверок ситуацию и информировать своих потенциальных клиентов о возникающих в данной области проблемах.

Ведь и без того ясно, что проверки – достаточно напряженные мероприятия в деятельности уполномоченных по ГО лиц в любых организациях, потому знание правил осуществления госнадзора и организации проверок, а кроме того, обязанностей и степени ответственности, которую несут проверяющие и подвергнутые проверке, поможет выстраивать максимально конструктивный диалог с органами госнадзора.

Документы, регламентирующие проверки по ГО

обучение го чс

Стоит знать, что в последнее время заметно обновилась нормативно-правовая и методологическая база для упорядочения проверок МЧС РФ на базе так называемого риск-ориентированного подхода. Были подписаны и актуализированы такие документы, как:

  • Правительственное постановление от  21 мая 2007-го года N305 (с изменениями в редакции от 22 июля 2017-го) «Об утверждении Положения о госнадзоре в области ГО (с изменениями и дополнениями вступил в законную силу с начала 2018-го);
  • методические рекомендации, направленные на организацию проверок в области ГО в отношении субъектов надзора (утверждены МЧС РФ 10 января 2016-го года N2-4-71-2-28);
  • методические рекомендации, направленные на организацию проведения проверок в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера в отношении субъектов надзора (утверждены МЧС РФ 10 января 2016-го года N2-4-71-3-28);
  • методические рекомендации, направленные на организацию и осуществление проверок местными органами госнадзора в сфере защиты населения от ЧС природного и техногенного характера (утверждены МЧС РФ 21 июня 2016-го года N2-4-71-36-19);
  • приказ МЧС РФ от 27 февраля 2018-го года N78, утверждающий форму проверочного листа (перечня контрольных вопросов), который необходим при госнадзоре в сфере ГО при осуществлении плановых проверок по контролированию соблюдения установленных в данной области требований;
  • приказ МЧС РФ от 27 февраля 2018-го года N77 «Об утверждении формы проверочного листа (списка вопросов для контроля), используемого при федеральном госнадзоре в сфере защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера при осуществлении плановых проверок по контролированию соблюдения законодательно утвержденных требований в сфере защиты населения и территорий от ЧС»;
  • обзор практики по применению законотворческих норм органов надзорной деятельности МЧС РФ. Ответы на актуальные вопросы в области организации и ведения надзорной деятельности МЧС РФ (утвержден МЧС РФ).

Заметим, что в настоящее время существует тенденция к понижению в рамках надзорной деятельности денежных издержек и административного давления  при строгом исполнении предписаний законотворческих актов в сфере ГО и защиты от ЧС. Иными словами, особую важность в управлении ГО приобретает рост эффективности контроля. Выбор формы, периода и регулярности проведения контролирующих мероприятий зависит от того, к какой из категорий опасности относится деятельность юрлица. Т. Е. проводить проверку в первоочередном порядке стоит в тех организациях, что  несут в себе потенциальную опасность, либо определенным способом воздействуют на состояние системы ГО на территории. Растрачивать силы, пытаясь по-максимуму контролировать буквально все объекты подряд нецелесообразно из-за малой эффективности таких действий. Приоритеты в надзорной деятельности обязательно должны быть расставлены.

Причислять ту или иную организацию к определенной опасностной категории надлежит органу госконтроля, учитывая, насколько тяжелыми и негативными могут быть последствия в случае несоблюдения юрлицами требований ГО, а к конкретной категории риска – принимая во внимание оценку вероятности пренебрежения соответственными обязательными требованиями.

Заметим, что МЧС РФ предлагает гражданам интернет-сервис, посредством которого руководство различных организаций сможет определять их категорию риска по 3-м видам надзора, а с ней и периодичность плановых проверок. Найти этот онлайн-калькулятор можно на веб-сайте министерства, зайдя во вкладку «Профилактическая работа и надзорная деятельность».

Это очень удобно для юрлиц и ИП, являющихся собственниками защищаемых объектов, — самостоятельно посмотреть, какая рисковая категория им присвоена по всем разновидностям надзорной деятельности: государственный пожнадзор, надзор в сфере ГО и госнадзор в области защиты граждан и территорий от ЧС.

ГО, защиты населения и территорий от ЧС

Особых премудростей нет, нужно лишь дать ответы на ряд вопросов. К примеру, уточнить, каков функционал и высота здания, а также сколько людей может единовременно находиться внутри него.

Необходимость в разработке сервиса такого плана вызвана увеличившимся количеством обращений в МЧС РФ по вопросу предоставления информации о принадлежности объекта к той или иной категории риска: низкий, высокий, значительный, средний или умеренный. И всего за 2018-й год в местные органы ведомства подобных запросов поступила не одна тысяча. Всего же на территории РФ насчитывается порядка трех миллионов объектов защиты, которые контролирует управление МЧС. И к категории высокого риска из их числа принадлежит более 125 000.

После пользования онлайн-калькулятором для определения рисковой категории, он предложит выполнить самопроверку на добросовестность соблюдения требований в сфере пожаробезопасности, ГО, защиты населения и территорий от ЧС на объекте, т. н. «чек-лист».

Консультация специалиста

документы по гражданской обороне

2019-08-21T08:15:12+00:00Август 21, 2019|